Работа юриста в Интернете
Работа юриста в Интернете — так обычно звучат рекламные посты работодателей, все больше распространяющих свое влияние на юристов. Я имею ввиду рынок свободных юридических профессий, не связанных с государством.
Свободные юристы, в том числе и адвокаты, все больше зависят от владельцев интернет-ресурсов, привлекающих и организующих юристов для определенных задач для бесплатного и платного консультирования, для оказания юридической помощи, услуг лицам, обратившихся за помощью на эти ресурсы.
Это новая тенденция развития юридического рынка, с возникновением нового класса администраторов, которые сами не ведут юридическую деятельность, а занимаются организацией такой деятельности. По такому же принципу в новом законодательстве установлена структура создания и функционирования третейских судов (арбитражей), где роль администраторов выполняют Постоянно действующие арбитражные учреждения (ПДАУ). Кстати, я их считаю лишними, потому что арбитры вполне способны администрированием своих дел заниматься самостоятельно.
Такую роль администраторов на юридическом рынке приняли на себя интернет — ресурсы, под которую они и были созданы специально.
Этапы развития юридического рынка в Интернете
Я в Интернете с самого начала и всегда его использовал активно, отслеживал происходящее в Сети. Я помню как активный юридический маркетинг в Интернете начался с создания одностраничников — сайтов-визиток. Такой сайт считался атрибутом имиджа, хорошим тоном и больше данью моде, чем реальным маркетинговым ходом.
Затем одностраничники стали дополняться функциями оф- и онлайн консультирования, но оставались все же больше имиджевыми продуктами, а не рабочими инструментами.
Юридический рынок в настоящее время развивается по пути внедрения и использования маркетинговых инструментов и приемов в юридической практике, в основе которых заложена психология. Используя их юристы и адвокаты вовлекают «холодных» и «горячих» клиентов в свою сферу деятельности.
Другой путь развития рынка основан на технологических методиках и инструментах. Это те самые сервисы, создаваемые специально для работы с потребителями юридических услуг, помощи (клиенты). Для работы с ними создаются высокотехнологичные сервисы для консультирования, нахождения и подбору адвокатов, юристов.
Такие рабочие продукты стоят немалых денег при создании и обслуживании тоже. Крупные вложения требуют активной работы и отдачи вложенного. И они принадлежат посредникам, а не юридическим исполнителям работ, услуг. Эти инструменты вовлекают в свою деятельность огромное количество юридических специалистов. Именно поэтому юридический рынок все больше становится подконтрольным бизнесменам, а не юристам.
Тем не менее, благодаря такому развитию юридического рынка, работа юриста в Интернете стала возможна и востребована потребителями, что выгодно всем участникам рынка.
Масштабирование юридического рынка сетевыми ресурсами
Построенные на современных технологиях сетевые инструменты позволяют масштабно вовлекать юристов, адвокатов в свою деятельность, предлагая им профессиональную занятость в виде консультирования с перспективой установления с клиентами отношений по иным делам.
Я анализировал работу таких ресурсов, где заняты юридические специалисты, и даже сам имею сайт-каталог для поиска клиентами себе адвокатов, юристов, арбитров, и пришел к определенным выводам.
Я считаю, что ресурсы использующие инструмента для онлайн-консультирования фактически нацелены только на привлечение трафика. Вовлекая в свою деятельность юристов, любопытствующих пользователей, такие ресурсы наполняются сторонним материалом, который им поставляют сами юристы и пользователи, размещая свой контент и время на таких ресурсах.
Сомнительная и эфимерная перспектива для юристов в получении значимых доходов удерживает их на ресурсе, они становятся психологически зависимыми от такой деятельности. Этакое добровольное рабство.
А другие пользователи, пришедшие на ресурс за помощью, тоже оказываются в психологической зависимости от ожидания потенциальной эффективной помощи огромного количества зарегистрированных там юридических специалистов.
При этом, специалисту очевидно, что в режиме онлайн невозможно выполнить качественное консультирование клиента, полагаясь только на его слова, без документальной деталировки вопроса. Поэтому я всегда рекомендую искать «живого» адвоката.
Ведь, чтобы дать качественный совет, надо получить от человека качественную информацию для анализа. А, значит, общение должно быть в активном режиме со всевозможными вариантами связи, удобной для юриста и его клиента. Но сервисы не предоставляют такую возможность работы с документами, только текст обращения или телефонный звонок.
Работа юриста в Интернете предполагает большее. Для консультирования клиента требуется индивидуальный подход, поэтому я скептически отношусь к работе таких сервисов с массовой информационной загрузкой, сам в них не участвую и таким консультированием не занимаюсь.
Примеры типичных сетевых юридических ресурсов
Количество таких ресурсов в Сети растет и технологии в них совершенствуются. На мой взгляд самыми перспективными на юридическом рынке на момент написания этой статьи являются три ресурса:
— Правовед.ру — сервис, связывающий профессиональных юристов с клиентами в режиме онлайн. Любой пользователь может получить здесь моментальную консультацию по всем правовым вопросам, а практикующие юристы — возможность для дополнительного заработка. Очень удачное соотношение спроса и предложения!
— ЮрСоцСеть 9111.ru — сервис был задуман как Виртуальная Юридическая Консультация (ВЮК), но сайт уже превратился в портал нескольких сообществ, где можно пообщаться, обсудить на форуме, получить справочную информацию, а еще можно выразить себя в творчестве и получить консультации юристов, психологов. Отличительной особенностью этого замечательного и современного ресурса является его многообразное инструментальное выражение!
-Юстива — это быстрая юридическая помощь и подбор юристов онлайн или по телефону. Консультация оказывается бесплатно и платно, вы сами выбираете условия. Сервис имеет свои [urlspan]партнерские ресурсы[/urlspan], что свидетельствует о больших планах на свое продвижение и на разнообразную аудиторию пользователей.
У каждого свой путь работы юриста в Интернете
У каждого из нас свой путь становления и развития в Интернете. Я помню времена, когда реклама в Интернете для адвоката считалась дурным тоном. В адвокатском авторитетном сообществе считалось, что хороший адвокат всегда востребован, а если он вышел с рекламой в Сеть, то значит стал невостребованным. А это равносильно утрате авторитета среди коллег и, значит, такой адвокат утрачивал свою репутацию у клиентов тоже.
Частично такие суждения еще остались, например, совсем недавно в Инстаграме я читал пост незнакомого мне коллеги с подобными мыслями. Разумеется, это устаревшие понятия о работе юриста в Интернете, да и о самой Сети тоже.
Следуя тенденциям развития юридического рынка, основным ресурсом я считаю сайт, а соцсети — вспомогательными. Есть экспертное мнение, что сайт аналогичен строению на земельном участке — некий аналог недвижимости, только в Интернете.
Примером тому может служить вот этот сайт, созданный еще в 1998 году и превратившийся в серьезный бизнес-проект.
В своем сайте я попытался совместить все существующие сейчас направления юридического маркетинга. Поэтому в нем соединены имиджевые, рабочие, дополнительные функции сайта и все это для удобства пользователей:
- обучающий блог
- интерактивный рабочий кабинет
- общественная интернет-приемная
В поисковиках Яндекса или Гугла сайт стоит на первых позициях, но это результат SEO-настроек. Впрочем, страницы сайта тоже неплохо позиционируются.
Такая автономия в Сети обозначает попытку сохранить самостоятельность на юридическом рынке с использованием современных технологий и не впасть в зависимость от крупных сетевых ресурсов, использующих эти технологии тоже.
Подписывайтесь, обучайтесь, обращайтесь!