Юрист на выборы

advokatfap.ru/yurist-na-vybory/

Юрист на выборы. Чек-лист юридического сопровождения избирательных кампаний

Юрист на выборы — это относительно новая специализация в российском правоприменении. Если в 90-е годы юристы в избирательных кампаниях были практически не нужны, то в силу ужесточения избирательного законодательства в настоящее время, роль юриста в выборных кампаниях сейчас велика как никогда ранее, особенно, когда она сочетается с работой пиарщика.

И в связи с этим мера ответственности за сопровождение кампаний тоже стала много выше чем прежде, ведь за одну ошибку в документах или проигрыш в суде, выборы могут закончиться, несмотря на уже вложенные в них средства.

Между прочим, эти обстоятельства влияют на размеры вознаграждений юристов, которые уже сопоставимы с доходами политтехнологов и руководителей избирательных штабов.

Обычному человеку может представляться, что для проведения выборов достаточно одного Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

Но российское избирательное законодательство представляет собой систему правовых норм из конституционной, гражданской и уголовной, административной, финансовой и иных отраслей права. Поэтому для юридического сопровождения избирательных кампаний предъявляются высокие требования к профессионализму юристов, работающих в этой области.

Специализирующиеся в этой области юристы востребованы у политиков разного уровня, работают с ними годами и некоторые входят в условный закрытый клуб «нужных». Очевидно, что такая широта правовых отраслей, применяемых в ходе избирательных кампании, требует узких юридических специализаций.

В 2003 году я впервые участвовал в юридическом сопровождения выборов в Государственную Думу РФ, а позднее неоднократно сопровождал избирательные кампании разного уровня. В 2013 году я уже участвовал в выборах в Законодательное собрание Ростовской области пятого созыва в качестве кандидата, поэтому избирательная тема мне известна не понаслышке.

Из своего такого избирательного опыта я вынес, что всех юристов, участвующих в избирательном процессе, можно условно разделить на категории с учетом их специализаций. Иногда все эти категории сочетаются в одном юристе, но не на одной избирательной кампании. Впрочем, такие универсалы встречаются очень редкое.

Всех юристов в избирательном процессе можно разделить на условные категории.

  • «технари» — следят за правильным оформлением подписных листов, работают со счетом кандидата, оформляют отчет перед избиркомом, оформляют договоры со СМИ и иными участниками избирательного процесса. Недопустимо такого юриста использовать одновременно и для выступлений в суде и для атак на оппонентов, все это забота совершенно других категорий юристов, специально заточенных под эти дела ;
  • «скандалисты» — пишут жалобы, нападают на оппонентов, держат их в напряжении и заставляют постоянно оправдываться, внушают неуверенность. Эти юристы необходимы, чтобы находить различные нарушения у оппонентов, соперников и лучше, если они действуют в свободном режиме, вне штаба;
  • «консультанты» — работают с населением в общественных приемных, участвуют в горячих линиях, отвечают на жалобы избирателей, публикуются в СМИ. Это, как правило, достаточно квалифицированные юристы, готовые к любому вопросу. У них очень важная зона ответственности — от их чуткости и компетентности в работе с людьми зависит аудитории избирателей;
  • «артисты» — проводят публичные выступления, работают со СМИ, в судах. Это харизматичные и квалифицированные специалисты, они элегантны, отличаются красноречием, находчивы в сложных ситуациях. Они способны увлечь аудиторию, суд, избирком, журналистов и полезны для имиджа кандидата;
  • «творцы» — всегда необходимы действующей власти и депутатам в качестве помощников. Они работают над проектами законов задолго до выборной кампании, и, которые затем могут быть использованы в процессе выборной кампании. Это, как правило, опытные юристы, которые способны создать законопроект, в котором главное может быть специально спрятано за незначительными и отвлекающими положениями;
  • «пиарщики» — создают информационные поводы на юридической основе. С помощью законодательства импровизируют с агитацией, референдумом, акциями и другими средствами пиара. Действуют иногда вместо настоящих пиарщиков;
  • «защитники» — используя гражданское, уголовное, административное законодательство защищают кандидатов при задержании, арестах, обысках, на допросах и прочих процессуальных действиях. Это, как правило, адвокаты. Они очень полезны в острых и кризисных ситуациях, от их профессионализма, эффективности защиты зависит весь исход выборной кампании

Использующих неправовые методы:

  • «решалы» — урегулируют все неправовые отношения на уровне переговоров. Такие юристы готовы на вымогательство и шантаж своего доверителя, а выделяемые ему средства невозможно доверителю контролировать. Но такие юристы действительно могут помочь тогда, когда других средства и способы исчерпаны и шансов на успех уже нет;
  • «черные» — работают с явным нарушением или в обход законодательства. Они используют шантаж, коррупцию, различные провокации и акции по дискредитации соперников. Это очень квалифицированные юридические специалисты и работают не в штабе;
  • «чиновники» — это члены избирательных комиссий и судьи, которые в силу своих полномочий могут влиять на ход и итоги выборных кампаний. Большинство из них держатся за свое место и не идут на компромиссы. Среди них есть такие, которые готовы идти на сближение с «решалами», но могут заинтересоваться лишь бонусами, обеспечивающими их на всю оставшуюся жизнь. Их не трудно узнать, поскольку они обожают почтение, лесть, дары, признание своих ошибок.

Все юридическое сопровождение избирательной кампании можно разделить на последовательные стадии, которые отражены в чек-листе ниже.


ЧЕК-ЛИСТ

юридического сопровождения избирательной кампании

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Подготовка

  • анализ действующего избирательного законодательства субъекта РФ, а также судебной практики судов соответствующих уровней;
  • исследование деятельности существующих в данном регионе правоохранительных органов, СМИ, отдельных чиновников и представителей бизнеса на предмет выявление их аффилированности с органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления;
  • исследование деятельности, структуры и нормативных актов, а также взаимоотношений между государственными органами власти субъекта и муниципальными органами власти;
  • разработка модели построения юридической группы, тактики ведения правового сопровождения избирательной кампании, приемов и способов юридического воздействия на политических оппонентов, тактики работы с правоохранительными и административными органами. Организационное консультирование по созданию и функционированию избирательного штаба и системы региональных штабов.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Выдвижение и регистрации кандидата

  • сбор и исследование документов кандидата (избирательного объединения), подготовка на их основе пакета документов для выдвижения и регистрации кандидата (избирательного объединения) и направление его в соответствующую избирательную комиссию;
  • работа в избирательной комиссии в процессе выдвижения и регистрация кандидата;
  • подготовка документов для открытия и ведения специального избирательного счета кандидата;
  • обеспечение правового сопровождения на этапе сбора подписей в поддержку кандидата (разработка образца подписного листа, правовые консультации сборщиков подписей и пр.)

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Агитация в избирательной кампании

  • индивидуальное консультирование кандидата по вопросам избирательного законодательства, обозначение и проработка практических вопросов реализации избирательных прав кандидата, меры ответственности за нарушение избирательного законодательства, подготовка к встречам с избирателями, телевизионным выступлениям;
  • правовое консультирование PR-технологов по вопросам действующего законодательства в социальной сфере, сфере государственного и муниципального управления, жилищного, бюджетного законодательства и т. п.;
  • организация договорного обеспечения агитационной деятельности кампании. Анализ печатного агитационного материала, подготовка необходимой документации для начала распространения печатных материалов кандидата. Анализ правовой корректности агитационной деятельности оппонентов;
  • разработка методических материалов для агитаторов, наблюдателей, членов соответствующих избирательных комиссии с правом совещательного голоса;
  • организация и проведение тренингов с агитаторами, наблюдателями, членами участковых, территориальных избирательных комиссии с правом совещательного голоса;
  • подготовка необходимого пакета документов для назначения наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса в день голосования в соответствующие избирательные комиссии.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. День голосования

  • подготовка методических пособий для наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса;
  • организация мобильных групп ко дню голосования;
  • опротестование либо правовая защита итогов голосования, результатов выборов в случае их обжалования оппонентами после дня голосования;
  • защита избирательных прав кандидата при рассмотрении избирательных споров судами всех уровней, включая Верховный Суд РФ;
  • защита чести, достоинства и деловой репутации кандидата, доверенных лиц, деловой репутации организаций, возглавляемых кандидатом, доверенными лицами;
  • формирование доказательной базы по нарушениям законодательства о выборах, попыткам фальсификации итогов голосования, подготовка жалоб и заявлений в соответствующие избирательные комиссии, суды.

Сроки юридического сопровождения избирательной кампании

В идеале работу юриста в предстоящей избирательной кампании лучше начинать сразу после прошедших предыдущих выборов. Так лучше работать с системой, с партией, а у них, как правило, уже есть своя команда юристов.

Оптимальный срок для начала работы контрактного (привлеченного) юриста- два-три месяца до начала избирательной кампании. Если юриста на выборы приглашать позднее, то интенсивность его работы с документами возрастет значительно, а, значит, и возрастет возможность ошибок тоже.

Крайний срок — месяц до старта избирательной кампании.

В экстренных, тяжелых случаях, требующих участия особого юридического специалиста даже не рискну оценивать результативность его участия — он непредсказуем.

Это те сроки, когда юрист на выборы еще может оказать влияние, а не только успеть защитить кандидата в суде по итогам выборов.

Работать с юристом просто — приглашайте его как можно раньше и работайте с ним на упреждение!


Чек-листы по уголовным делам найдете здесь, а по гражданским — здесь.


Подписывайтесь, обучайтесь, обращайтесь!


P. S. Если мой сайт РОСТОВСКИЙ АДВОКАТ Вы считаете полезным и он может еще пригодиться в жизни, оставьте его в закладках или поделитесь им с друзьями. И не забудьте получить мой бесплатный СПРАВОЧНИК КЛИЕНТА.

advokatfap.ru