Адвокат и клиент. Правильные взаимоотношения

advokatfap.ru/advokat_klient

Отношения адвоката и клиента

От отношения адвоката и клиента зависит успех защиты по делу. Формально адвокат защищает своего клиента (Поручителя) с момента заключения договора между ними или после оплаты по этому договору. Но фактически защита начинается уже с первой встречи, с момента анализа проблемы клиента, оценки адвокатом перспективы защиты.

Уже на первых стадиях работы «правильный» адвокат на основе полученной информации от клиента и других источников вырабатывает стратегию эффективной защиты, которая в дальнейшем корректируется либо может измениться в зависимости от обстоятельств, складывающихся по и вокруг дела. И уже с учетом избранной стратегии по делу адвокат избирает и использует тактики по применению конкретных действий.
У каждого адвоката своя тактика защиты, но в принципе, они похожи, поскольку все действия должны быть использованы на основании и в пределах правовых норм.

Принципы отношений 

Чтобы осуществить задуманное, у адвоката должна быть свобода действий, предоставленная ему клиентом и полное ему доверие. Законом так предусмотрено, что без согласия клиента адвокат не может действовать так или иначе. Поэтому на практике адвокат и клиент договариваются о такой свободе в действиях, либо каждые действия согласовываются отдельно.

Есть иные варианты, которые не стоит сейчас учитывать, поскольку тема данной публикации об отношениях адвоката и клиента, а не об их конкретных действиях по делу. Было бы неправильно давать сейчас рекомендации общего порядка по разнообразным обстоятельствам дел. Это все же вопросы конкретных адвокатов и их клиентов по конкретным делам.

Например, я всегда определяю клиенту степень своей свободы в действиях по защите и требую полного мне доверия. Иначе я за дело не берусь! Естественно, общая стратегия и тактики согласовываются, но остается свобода в конкретных действиях. На мой взгляд, иначе адвокату невозможно эффективно защищать своего клиента.

Но бывает иначе. Клиенты активно вмешиваются в работу адвоката и тем нарушают его планы, производят беспорядок, возникают нестыковки по делу. Защита становится неэффективной с отрицательным для клиента результатом. 

Причин и оснований для активного вмешательства клиента в процесс защиты адвокатом несколько:

  • личностные свойства клиента: его психотип, лидерские качества, социальный статус, благосостояние, внушаемость извне;
    Здесь должно быть и без объяснений понятно, что активные, эмоциональные клиенты с нестабильной психикой способны фантазировать, часто менять свои же решения, нарушать принятые с адвокатом договоренности. Зачастую они также уже имеют привычку и навыки управлять людьми, получать жизненные бонусы посредством своего социального статуса, должности, денег.
    Все эти клиенты могут быть чувствительны к убеждению, к внушению со стороны других лиц, авторитетных по их мнению. И тогда мотивация активности таких клиентов на деятельность адвоката бывает вызвана мнением разных советчиков со стороны;
  • самоуверенность клиента в своих знаниях и способностях. Встречаются клиенты, которые имея свой прошлый опыт или получив его по текущему делу, считают себя способными защищаться самостоятельно.

Конечно, это заблуждение!

Сами себя не способны эффективно защищать даже профессионалы: прокуроры, следователи, судьи и адвокаты тоже, к сожалению.
Проблема самозащиты возникает как в угнетенной психике, так и в недостатке возможностей и специфических навыков для защиты:

  • полная или частичная утрата доверия к адвокату.
    В таком случае адвокат находится в роли обязательно присутствующего по закону, а непосредственно защиту осуществляет сам клиент, либо дополнительный адвокат;
  • внешние факторы: появление по делу обстоятельств, о которых не было известно первоначально, и которые влияют на стратегию защиты по делу;
  • изменение по разными причинам позиции по делу самого клиента;
  • изменение ситуации вокруг дела. Например, изменение законодательства, позиции государственных органов, отдельных лиц, влияющих на дело.

О независимости в юридической профессии

На любое уголовное, гражданское, административное  дело так или иначе всегда оказывается прямое или опосредованное влияние лиц или органов, не имеющих непосредственного отношения к делу. Будьте осторожны в отношениях с правоохранителями. И не верьте в независимость следствия или суда, других органов. Полной независимости не существует, ну, если только в художественной литературе!

На то или иное действие адвоката и клиента по делу оказывают влияние также их личностные, морально-нравственные факторы, связанные с оценкой ими ситуации, обстоятельств. И эти же факторы, конечно, влияют на межличностное их общение.

Например, понятие — «Клиент»

Если правильно, то «Клиент» и не клиент вовсе, а «Доверитель»! Это в обиходе многие (и даже адвокаты) привыкли называть клиентами лиц, которые обращаются к адвокату за помощью. Но это неправильно по существу правовых оснований  их правоотношений. Понятие «Клиент» связано со сферой предоставления, оказания услуг. В публикации о различиях адвоката и юриста я уже писал, что в отличие от юриста, адвокат оказывает не услугу, а юридическую помощь.

И это ключевое, значимое понятие, которое определяет взаимоотношения адвоката с поручителем. Если в первом случае человек заказывает у исполнителя определенную услугу и оплачивает ее по результату выполнения, то во втором случае человек просит у адвоката помощи, а деньгами компенсирует предстоящие действия адвоката независимо от полученного результата по делу. Но бывают, конечно, дополнительные бонусы на определенных сторонами условиях, что не меняет сути.

Зачастую, в том числе от неправильного применения понятия «Клиент» и от непонимания природы отношений с адвокатом, такие клиенты (называем их по-прежнему) считают, что покупают действия адвоката как услугу или нанимают его на определенную работу.
Такие «работодатели» считают возможным и вправе руководить адвокатом, его деятельностью по делу и требовать от него результата, руководствуясь принципом услуги — «кто платит, тот и заказывает музыку». В адвокатской деятельности это неприемлемо и вредит не только отношениям адвоката и клиента, но и защите по делу, о чем я уже пояснял.

Чтобы исключить негативные влияния на защиту по делу в отношениях с адвокатом следует принять во внимание следующие обстоятельства:

  • находите адвоката, которому можно доверять во всех смыслах: как профессионалу, и как человеку. Как находить и выбирать адвоката я уже описывал в этой статье;
  • выбирайте адвоката комфортного для вас и сами старайтесь быть таким же для адвоката. Взаимная симпатия, отношения без напряжения повышают у вас уровень доверия адвокату, а у адвоката — творческий интерес к защите по делу;
  • не создавайте долгов перед адвокатом. Неполная или несвоевременная выплата гонорара снижает у адвоката к клиенту симпатию, доверие, заинтересованность в работе по делу;
  • не командуйте, не распоряжайтесь, не руководите действиями адвоката, но отслеживайте, советуйтесь, интересуйтесь ими. Если считаете свое вмешательство необходимым, то лучше смените адвоката, попросите другого вас защищать (представлять);
  • не допускайте с адвокатом панибратских отношений, но не противьтесь развитию дружеских. Грубая речь, сквернословие между адвокатом и клиентом ведет к небрежному отношению друг к другу и к работе по делу тоже;
  • избавляйтесь немедленно от адвоката, если утратили к нему доверие по подозрению в бесчестности, мошенничестве. Такие жулики способны вас убедить в несуществующем и, тем самым навредить по делу;
  • получайте и принимайте по делу только объективную информацию, а не желаемую или предполагаемую. Реальное положение дела даёт возможность создать по нему эффективную защиту;
  • прислушивайтесь и доверяйте советам адвоката, в том числе в части особенностей общения с сотрудниками правоохранительных, надзорных, следственных, судебных и прочих органов. Адвокат работает в этой среде и лучше в ней ориентируется, чувствует её;
  • не ставьте адвокату в вину негативные решения по делу. Если уж с этим адвокатом вы дошли до принятия решения и не поменяли адвоката раньше, то виноватым его считать бессмысленно – тогда уже и вы сами виноваты в таком решении. Хотя, конечно, и это неверно, поскольку не адвокат и не вы принимали решение, а другой человек – судья или следователь;
  • не забывайте, находите случай любым способом оставить отзыв об адвокате. Положительный отзыв привлечет к адвокату других людей и тем поможет им, а отрицательный – оградит их от такого адвоката и тем самым спасет от беды.

Если отношения адвоката и клиента не будут рабочими, то об эффективной защите по делу можно даже не мечтать!

Успеха всем в ваших делах!


P.S. Если мой сайт РОСТОВСКИЙ АДВОКАТ Вы считаете полезным и он может еще пригодиться в жизни, оставьте его в закладках или поделитесь им с друзьями. И не забудьте получить мой бесплатный СПРАВОЧНИК КЛИЕНТА.

advokatfap.ru/rostovskji-advokat-filippov/