Адвокат и клиент. Правильные взаимоотношения

Просмотров: 2411

advokatfap.ru/advokat_klient


Отношения адвоката и клиента

На любое уголовное, гражданское, административное дело так или иначе всегда оказывается прямое или опосредованное влияние лиц или органов, не имеющих непосредственного отношения к делу.

Будьте осторожны в отношениях с правоохранителями. И не верьте в независимость следствия или суда, других органов. Полной независимости не существует, ну, если только в художественной литературе!

На то или иное действие адвоката и клиента по делу оказывают влияние также их личностные, морально-нравственные факторы, связанные с оценкой ими ситуации, обстоятельств. И эти же факторы, конечно, влияют на межличностное их общение.

Кроме того, адвокат действует на основании и в пределах ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

О понятии — «Клиент»

Если правильно, то «Клиент» и не клиент вовсе, а «Доверитель»! Это в обиходе многие (и даже адвокаты) привыкли называть клиентами лиц, которые обращаются к адвокату за помощью. Но это неправильно по существу правовых оснований их правоотношений.

Понятие «Клиент» связано со сферой предоставления, оказания услуг. В публикации о различиях адвоката и юриста я уже писал, что в отличие от юриста, адвокат оказывает не услугу, а юридическую помощь.

И это ключевое, значимое понятие, которое определяет взаимоотношения адвоката с поручителем. Если в первом случае человек заказывает у исполнителя определенную услугу и оплачивает ее по результату выполнения, то во втором случае человек просит у адвоката помощи, а деньгами компенсирует предстоящие действия адвоката независимо от полученного результата по делу.

Но бывают, конечно, дополнительные бонусы на определенных сторонами условиях, что не меняет сути.

Зачастую, в том числе от неправильного применения понятия «Клиент» и от непонимания природы отношений с адвокатом, такие клиенты (называем их по-прежнему) считают, что покупают действия адвоката как услугу или нанимают его на определенную работу.

Такие «работодатели» считают возможным и вправе руководить адвокатом, его деятельностью по делу и требовать от него результата, руководствуясь принципом услуги — «кто платит, тот и заказывает музыку». В адвокатской деятельности это неприемлемо и вредит не только отношениям адвоката и клиента, но и защите по делу.

К негативному влиянию на эффективность защиты могут оказывать психотип, лидерские качества, социальный статус, благосостояние, внушаемость клиента, иные обстоятельства

  • активные по жизни, эмоциональные люди с нестабильной психикой способны фантазировать, часто менять свои же решения, нарушать принятые с адвокатом договоренности
  • зачастую они также уже имеют привычку и навыки управлять людьми, получать жизненные бонусы посредством своего социального статуса, должности, денег и применяют это к адвокатам
  • чувствительность к убеждению, к внушению со стороны других лиц, авторитетных по их мнению может побудить к изменению своей позиции по делу, уже согласованной с адвокатом
  • самоуверенность клиента в своих знаниях и способностях, считающих себя способными защищаться самостоятельно может побудить их не учитывать мнение адвоката по делу. Но проблема самозащиты возникает как в угнетенной психике подследственного, так и в недостатке возможностей и специфических навыков для защиты
  • полная или частичная утрата доверия к адвокату. В таком случае адвокат находится в роли обязательно присутствующего по закону, а непосредственно защиту осуществляет сам клиент, либо дополнительный адвокат
  • внешние факторы, как, например, появление по делу обстоятельств, о которых не было известно первоначально, и которые влияют на стратегию защиты по делу
  • изменение по разным причинам позиции по делу самого клиента может разрушить уже согласованную с адвокатом позицию
  • изменение ситуации вокруг дела, как например, изменение законодательства, позиции государственных органов, отдельных лиц, влияющих на дело

Принципы отношений адвоката и клиента

  • От отношения адвоката и клиента зависит успех защиты по делу. Формально адвокат защищает своего клиента (Поручителя) с момента заключения договора между ними или после оплаты по этому договору. Но фактически защита начинается уже с первой встречи, с момента анализа проблемы клиента, оценки адвокатом перспективы защиты.
  • Уже на первых стадиях работы адвокат на основе полученной информации от клиента и других источников вырабатывает стратегию эффективной защиты, которая в дальнейшем корректируется либо может измениться в зависимости от обстоятельств, складывающихся по и вокруг дела. И уже с учетом избранной стратегии по делу адвокат избирает и использует тактики по применению конкретных действий.
  • У каждого адвоката своя тактика защиты, но в принципе, они похожи, поскольку все действия должны быть использованы на основании и в пределах правовых норм.
  • Чтобы осуществить задуманное, у адвоката должна быть свобода действий, предоставленная ему клиентом и полное ему доверие. Законом так предусмотрено, что без согласия клиента адвокат не может действовать так или иначе. Поэтому на практике адвокат и клиент договариваются о такой свободе в действиях, либо каждые действия согласовываются отдельно.
  • Есть иные варианты, которые не стоит сейчас учитывать, поскольку тема данной публикации об отношениях адвоката и клиента, а не об их конкретных действиях по делу. Было бы неправильно давать сейчас рекомендации общего порядка по разнообразным обстоятельствам дел. Это все же вопросы конкретных адвокатов и их клиентов по конкретным делам.
  • Например, я всегда определяю клиенту степень своей свободы в действиях по защите и требую полного мне доверия. Иначе я за дело не берусь! Естественно, общая стратегия и тактики согласовываются, но остается свобода в конкретных действиях. На мой взгляд, иначе адвокату невозможно эффективно защищать своего клиента.
  • Но бывает иначе. Клиенты активно вмешиваются в работу адвоката и тем нарушают его планы, производят беспорядок, возникают нестыковки по делу. Защита становится неэффективной с отрицательным для клиента результатом. Об этом я написал выше.

Чтобы минимизировать негативные влияния на защиту по делу, клиенту в отношениях с адвокатом следует учесть следующие обстоятельства

  • находите адвоката, которому можно доверять во всех смыслах: как профессионалу, и как человеку. Как находить и выбирать адвоката я уже описывал в этой публикации;
  • выбирайте адвоката комфортного для вас и сами старайтесь быть таким же для адвоката. Взаимная симпатия, отношения без напряжения повышают у вас уровень доверия адвокату, а у адвоката — творческий интерес к защите по делу;
  • не создавайте долгов перед адвокатом. Неполная или несвоевременная выплата гонорара снижает у адвоката к клиенту симпатию, доверие, заинтересованность в работе по делу;
  • не командуйте, не распоряжайтесь, не руководите действиями адвоката, но отслеживайте, советуйтесь, интересуйтесь ими. Если считаете свое вмешательство необходимым, то лучше смените адвоката, попросите другого вас защищать (представлять);
  • не допускайте с адвокатом панибратских отношений, но не противьтесь развитию дружеских. Грубая речь, сквернословие между адвокатом и клиентом ведет к небрежному отношению друг к другу и к работе по делу тоже;
  • избавляйтесь немедленно от адвоката, если утратили к нему доверие по подозрению в бесчестности, мошенничестве. Такие жулики способны вас убедить в несуществующем и, тем навредить делу;
  • получайте и принимайте по делу только объективную информацию, а не желаемую или предполагаемую. Реальное положение дела даёт возможность создать по нему эффективную защиту;
  • прислушивайтесь и доверяйте советам адвоката, в том числе в части особенностей общения с сотрудниками правоохранительных, надзорных, следственных, судебных и прочих органов. Адвокат работает в этой среде и лучше в ней ориентируется, чувствует её;
  • не ставьте адвокату в вину негативные решения по делу. Если уж с этим адвокатом вы дошли до принятия решения и не поменяли адвоката раньше, то виноватым его считать бессмысленно — тогда уже и вы сами виноваты в таком решении. Хотя, конечно, и это неверно, поскольку не адвокат и не вы принимали решение, а другой человек — судья или следователь;
  • не забывайте, находите случай любым способом оставить отзыв об адвокате. Положительный отзыв привлечет к адвокату других людей и тем поможет им, а отрицательный — оградит их от такого адвоката и тем самым спасет от беды.

Если отношения адвоката и клиента не будут рабочими, то на эффективную защиту по делу можно даже не расчитывать!

Подписывайтесь, обучайтесь, обращайтесь!


Публикация подготовлена с использованием материалов информационно-правового портала Консультант Плюс (http://www.consultant.ru)


P. S. Если мой сайт РОСТОВСКИЙ АДВОКАТ Вы считаете полезным и он может еще пригодиться в жизни, оставьте его в закладках или поделитесь им с друзьями. И не забудьте получить мой бесплатный СПРАВОЧНИК КЛИЕНТА.


advokatfap.ru